Ее капризное Величество История любит парадоксы. Такая раскованная, всезнающая и свободомыслящая молодежь третьего тысячелетия - сущие пуритане по сравнению со своими бабушками и дедушками. В тесноте модных ночных клубов тусовщики переминаются с ноги на ногу на крошечном пятачке свободного пространства между столиками и стульями. Где, спрашивается, завоевания сексуальной революции? Куда подевались ухаживания, флирт, мини-спектакли о страсти и желании, с начала времен разыгрываемые мужчиной и женщиной под звуки музыки? Впору затосковать по прошлому, когда танцевали парами. И как танцевали! Наперекор брюзжащему об аморальности обществу, под неслыханные ритмы, в нарядах, от одного вида которых родители хватались за сердце...
Всегда на "вы"
Вальс
Париж, год 1775-й. По залу, освещенному массивными хрустальными люстрами, проносится взволнованный шепоток: "Уже скоро!" Еще несколько минут - и оркестр заиграет самый модный, но пока безымянный танец, пришедший то ли из Прованса, то ли из Италии. Нарядные господа приосаниваются, дамы украдкой разглаживают оборки на пышных платьях, и вот раздаются звуки музыки - нежной, чарующей, зовущей. Кавалеры склоняются в глубоком поклоне перед первыми красавицами Франции, те подхватывают юбки и - раз, два, три! - пары кружатся по начищенному до блеска паркету. Правила поведения предписывают выказывать партнерше всяческое уважение, преклонение и восхищение ее совершенством. По нынешним меркам все выглядит более чем пристойно, но язвительный критик вскоре посвятит вальсу памфлет под красноречивым названием: "Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения". Видите ли, поборника морали оскорбила излишняя близость партнеров, непристойные повороты, при которых можно увидеть туфельки дам, и повышенный "фактор флирта", не приличествующий светскому вечеру. Однако через полвека манерный менуэт окончательно будет забыт, и аристократы до мозга костей бок о бок с купцами станут радоваться жизни, кружась под мелодии Штрауса.
Поэзия чувств
Танго
В конце XIX столетия Буэнос-Айрес служил пристанищем для трудолюбивых эмигрантов со всех уголков света. Чтобы скоротать время в разлуке с семьей, они не расставились с мелодиями родного края. Так смешались испанский фламенко, негритянское тангано и кубинская хабанера - и родился совершенно особый танец. Поначалу его нередко можно было увидеть прямо на улицах городских окраин в исполнении мужчин, с отрешенным видом плывших в объятиях друг друга. Музыка то ускорялась, то замедлялась почти до полной остановки, создавая канву для сильных переживаний, напряженного драматизма и лирической грусти о далекой возлюбленной... И пусть устыдится тот, кто подумал о чем-то неприличном: просто среди наемных работников, занятых тяжелым физическим трудом, женщин катастрофически не хватало. Поэтому "фирменными" шагами танец обязан сильной половине человечества, когда-то носившей высокие сапоги со шпорами и плащи до пят. Правда, когда пару мужчинам составили женщины, церковь и высшее общество разглядели в танго грубость и непристойность. С 1910 года победное шествие "тангомании" по миру постоянно омрачалось гонениями: французские епископы грозились не допускать танцоров к святому причастию, американцы мрачно оповещали, что у них развивается диковинный "синдром кривых ног"... И только в 60-х годах в танго увидят выражение свободных чувств, не связанных предрассудками.
Революционер поневоле
Фокстрот
К 1914 году Горри Фокс успел попытать счастья в цирке, профессиональном бейсболе и на театральной сцене, чтобы в итоге получить приглашение развлекать посетителей кинотеатров в перерывах между фильмами. И надо сказать, жителям Нью-Йорка намного больше полюбились зажигательные представления Гарри и окружающих его красоток, чем немые страсти героев "синема". Безвестный актер "одолжил" имя танцу, главным в котором был шаг рысью. Новаторская манера была подхвачена энтузиастами, не замедлившими разнообразить технику движениями, без которых немыслим современный фокстрот, - сменой направления и поворотом на каблуках. Мало того что изобретение мистера Фокса не возмутило общественность - оно вызвало бархатную революцию в стандарте европейских танцев. Стопы из - страшно представить! - выворотной позиции встали в параллельную, хотя сам фокстрот немного замедлили (по просьбам завсегдатаев танцплощадок, не желавших слишком напрягаться), а быстрый ритм оставили для подвижного квикстепа.
Вирус из Южной Калифорнии
Чарльстон
Двадцатые годы прошлого века были временем больших перемен - только что отгремела Первая мировая война, и мир обуяла жажда развлечений. В США она подогревалась введением сухого закона, который дал совершенно противоположный результат: подпольные бары и рестораны плодились со скоростью света. А с выходом мюзикла Джорджа Уайта Runnin Wild золотая молодежь подхватила от темнокожих братьев верткий танец из 74 фигур, названный в честь города на юге страны. Как водится, на чарльстон обрушился шквал упреков - и моральные нормы разрушает, и юное поколение растлевает, и духовное здоровье нации подрывает. Джазовой музыке тоже досталось - дамские журналы заклеймили ее как "отвратительную". Но "заболевшие" быстрым жизнерадостным танцем пропускали родительские увещевания мимо ушей. Особая прелесть пляски, завезенной моряками с островов Зеленого Мыса, заключалась в том, что ее просто было исполнять как одному, так и с партнером. Лихорадка приняла настолько угрожающие масштабы, что в больницы хлынул поток неумелых танцоров с вывихами и растяжениями от слишком резких поворотов стоп пятками внутрь и наружу. Привычным "украшением" увеселительных заведений стала табличка с просьбой соблюдать осторожность, танцуя чарльстон... Предостережения не были услышаны, и увлечение Нового Света вскоре подхватила старушка-Европа.
Душа Латинской Америки
Румба
Хотя рабы, насильно привезенные на Кубу с Черного континента, трудились не покладая рук, в отдыхе им не было равных. Отплясывая после работы под дробь барабанов, они тайком посмеивались над заносчивыми хозяевами и, как люди со здоровым чувством юмора, не упускали возможности поддеть друг друга, изображая будничные хозяйственные хлопоты. А неунывающая темнокожая молодежь внимательно присматривалась к брачным играм домашних животных и по-своему их трактовала, разыгрывая по вечерам эротическую пантомиму. Партнерша дразнила, манила, завлекала, но норовила ускользнуть, как только на ее талии смыкались сильные руки. Бедняга воздыхатель огорчался, однако решимости не терял и всячески демонстрировал свое мужество и превосходство. Но строптивая так и оставалась неукрощенной... В Соединенные Штаты румба пришла в 1930-х годах как смешение разных кубинских народных танцев, правда, с немного замедленным ритмом и движениями, как будто "приглаженными" цензурой стражей общественной морали. Двадцать лет спустя кубинский "первоисточник" проник в танцевальные школы Англии, а в 1955 году после жарких споров был провозглашен основой основ латиноамериканской программы бальных танцев.
Крестник Элвиса
Рок-н-ролл
К танцу, родившемуся почти одновременно с рок-музыкой, причастны ритм-энд-блюз освобожденных рабов, пляски техасских ковбоев и еще с десяток незатейливых предшественников, имитировавших движения животных. Дата рождения рок-н-ролла доподлинно известна - 12 апреля 1954 года, когда в американский прокат вышел фильм "Танцуй рок сутки напролет" с Биллом Хейли, сочинившим под тем же названием песню, которая до сих пор узнаваема с первых тактов. На выходе из кинотеатров подростки оживленно обсуждали только что увиденные в исполнении пары героев фильма трюки и по горячим следам повторяли их прямо на улице. Собственно, подросткам ворчание "предков" было только на руку, ведь танцуя рок-н-ролл они праздновали двойную победу - над предубеждением к темнокожим и неловкостью на свиданиях. Отныне мальчики и девочки выкидывали коленца, вертелись и дергались, как хотели, причем партнер демонстрировал нарочито пренебрежительное отношение к даме сердца, а та вовсю старалась ни на йоту не уступать в мастерстве. Особый шик и задор в рок-н-ролле появились в годы популярности Элвиса Пресли... Прошли годы, но детище Хейли до сих пор оживляет дискотеки после медленных баллад.
Суета сует
Хастл
Кубинские переселенцы отказывались слепо подчиняться правилам ультрамодного в начале 1970-х стиля диско, поэтому переиначили его на свой лад. В итоге получилось нечто среднее между сальсой, свингом и неподатливым новичком танцплощадок. По одной из версий, так появился хастл (от английского hustle - "толкотня, суета"), а его разновидности проникли в Европу уже под псевдонимами - диско-свинг и диско-фокс. Фильм "Лихорадка субботней ночи" с Джоном Траволтой в главной роли закрепил успех энергичного парного танца, который из робкого дебютанта уверенно "вырос" в преуспевающего завсегдатая дискотек. Секрет его молодости в простоте, импровизации, универсальности и компактности - хастл "дружит" с любой музыкой, не требует особого простора и не предписывает чередовать раз и навсегда установленные па. А еще за ним закрепилась репутация "свахи" - курсы этого танца очень сближают и позволяют узнать о таких тонкостях характера партнера, которые не выразить никакими словами.
Жаркое прикосновение
Ламбада
Год 1989-й. Заезжий француз-кинопродюсер Оливер Лорсак доказывает, что в джунглях Бразилии водятся не только великое множество диких обезьян, а и заводные ритмы, способные расшевелить даже закоренелого меланхолика. Вершины хит-парадов планеты оккупирует жизнерадостная песенка группы "Каома", и даже без знания португальского легко угадать, что сочный голос рассказывает о страстных поцелуях, бессонных ночах и призывном шуме прибоя. В экзотической музыке и одноименном танце причудливо слились народные бразильские пляски, мотивы из меренги, каримбо, сальсы... Новый вариант самбы в мгновение ока сближает завсегдатаев дискотек, уже было привыкших держать "пионерскую" дистанцию. Быстрый, динамичный, грациозный танец требует смелости, пластики и выносливости для исполнения ключевых па - голова то и дело описывает крут, а тела извиваются волной во "взрывоопасной" близости друг от друга. Консерваторы не замедлили ужаснуться "развратному" нововведению, вменив ему в вину бьющую через край чувственность и эротичность, но кто же будет их слушать! Только безнадежные невежды не в курсе, что на далекой родине ламбаду танцуют даже малые дети - вместо уроков физкультуры...
Руки за голову!
Макарена
Восемь лет назад вводящие в состояние гипноза слова, размеренный такт и техника а-ля пляшущий робот были хитом ночных клубов. Смуглые солисты ВИА "Лос Дель Рио" хитро улыбались с экранов телевизоров и бормотали слова, в переводе с испанского звучащие примерно как "Дай своему телу счастье". Непостижимым образом их призыву вняли даже не владеющие языком Сервантеса, и началось сумасшествие в глобальном масштабе. На нью-йоркском стадионе "Янки" был поставлен мировой рекорд по массовым танцам, когда пятьдесят тысяч фанатов бейсбола в едином порыве принялись закладывать за голову руки и описывать бедрами круги. В родословной макарены дальним родственником значится фламенко, название которого позаимствовано ни от кого иного, как от матери Бога, а происхождение движений мало кого по-настоящему интересовало - выучиваются за четверть часа, заряжают позитивом и ладно! Танец недолго продержался в фаворитах диджеев, но с ролью "проводника" радости справился великолепно, за что отдельное спасибо моложавым дяденькам из далекой солнечной страны.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт cubanoboom.com.ua обязательна