Куба всегда славилась своей музыкой и прекрасными мелодиям. Но не в этом состоит главное богатство кубинского народа. Ведь многие страны могут похвастаться красивыми оригинальными мелодиями. Главная музыкальная гордость Кубы – это огромное разнообразие ритмов, воспроизводимые кубинцами. И именно эти ритмы были использованы для создания танцевальной бальной музыки.
Задумывались ли Вы о том, что во всем Южноамериканском регионе лишь немногие страны имеют собственные бальные танцы? Без сомнения, каждая страна имеет свои народные танцы. Куба же подарила миру сон, дансон, дансонет, ча-ча-ча, мамбо.
Кубинская Румба
Каждому человеку знакомо слово «румба», но лишь немногие знают его значение. Танец румба – это одно из главных изобретений, по закону пренадлежащее кубинскому народу.
На Кубе говорят что человек «se fue de rumba» («ушел от румбы» - исп.), если танцующий на вечеринке вышел танцевать, так и не определившись с ритмом.
«Caballeros, a eso le zumba
a penas sonó la conga
el muerto se fue de rumba»
(«Товарищи, он так охмелел,
Что как только зазвучала конга,
Он ушел от рубмы»
Хорхе Акерман – исп.)
В Испании существует так называемый танец румба. Это румба в стиле фламенко. Само слово действительно имеет испанское происхождение, но не танец румба. «Румбой» называли женщин «легкого поведения» («mujeres de rumbo» – «женщины направления» - исп.). К слову румба относилось всё фривольное, например народные празднования населения. На Кубе румбу изначально воспринимали с большим предубеждением, как это в свое время случилось с аргентинским танго.
Наряд для кубинской румбы – рубашка – был также позаимствован у испанцев, как и платок, который стали использовать в народных танцах Южной Америки.
Танец гуагуанкó использовал некоторые испанские элементы. Это особенно слышно в способе «вдохновления» певца.
Но все же мы должны помнить, что ритм гуагуанкó отличается от всех иных ритмов.
До возникновения музыки гуагуанкó среди темнокожого населения популярным был ритм «колумбиа».
Колумбиа – это сельская румба в регионе Кубы Матансас. Тексты песен зачастую пелись не на испанском, а на местном африканском наречии. Танец исполнял один человек под ритм барабана «кинто», своими движениями показывая пыл и ловкость африканского воина перед врагом. В отличие от колумбиа, гуагуанкó – парный танец. Его ритм более размеренный и музыкальный. В гаугаункó также традиционным является использование сексуальных символических жестов, например «пасильо» («pasillo» – проход с исп.), во время которых мужчина пытается «вакунировать» партнершу. Гуагуанкó никогда не был бальным танцем, но он до сегодня исполняется во всех кубинских национальных шоу. В современной интерпретации гуагуанкó вокалист может петь мелодию болеро только лишь под ритм барабанов, без сопровождения гитары или трэс («tres» исп. – кубинский народный трёхструнный инструмент – прим. перевод.).
Развитие дансона
Взятие Гаваны англичанами в XVIII веке и затем волна французских колонистов после революции Туссен-Лувертюра на о. Гаити послужили знакомству Кубы с английским и французским контрдансом. Именно это влияние дало начало возникновению дансона. Интересно то, что из контрданса кубинцы позаимствовали хореографию, но не ритм и музыку. Именно из контрданса берет начало кубинская данса. Уже с 1878 года существовали танцевальные мотивы с элементами от контрданса до примитивного дансона. В 1879 году Мигель Файлд впервые представляет публике прозведение «Las Alturas de Simpson» и дансон начинает приобретать привычную для нас форму.
Сон – оригинальный музыкальный жанр Кубы
Сон зарождается в горном районе кубы Сьерра Маэстра в конце XIX века среди войск повстанцев против испанской власти на острове.
Многие из мелодий сона призывали воинов к битве за особождение Кубы.
Вы спросите, почему же сон так долго не доходил до Гаваны, а гуагуанкó – до Сантьяго де Куба? Причина проста – отсутствие коммуникации между регионами в те времена.
В 1909 году кубинское правительство создало постоянную армию, которая должна была предотвратить заговоры и восстания против власти. Благодаря такому политическому ходу, стал возможным музыкальный обмен меджду провинциями Кубы. Многие музыканты в то время присоединились к войскам в поиске средств для проживания. Таким образом, солдаты из Гаваны познакомили восток Кубы с гуагуанкó, а солдаты с востока – привезли сон в Гавану. Спустя двадцать лет примитивный горный сон был усовершенствован Мигелем Матаморос и получил международное распространение.
Трио Матаморос было создано 12 мая 1925 г. в Сантьяго де Куба. Мигель Матаморос как директор и композитор создал множество известных сонов и болеро. Мигель не только мастерски исполнял партии гитары, но также во время пения делал «нарезки», придавая большой вкус композициям трио. Одним из лучших музыкантов был Рафаэль Куэто, который завораживл своими неподражаемыми басовыми партиями. Сиро Родригес, еще один представитель известного трио, был, возможно, лучшим баритоном, который Куба подарила миру.
После триумфального взлета известности сона в Гаване, представители дискозаписывающей компании «Victor» из США предложили трио Матаморос сотрудничество. Первые диски трио были записаны на одной из студий компании в Нью Йорке.
Первые записи трио Матаморос познакомили весь мир с кубинским соном, получив всенародное признание. Еще много лет композиции этого коллектива радовали радиослушатей во многих странах.
Звуки сона из Гаваны
Сон стал приобретать танцевальную форму в Гаване благодаря музыканту Игнасио Пиньейро, создателю известного Национального Секстета.
Во времена Пиньейра в Гаване существовал только один действительно популярный бальный танец – дансон. Компарса («comparsa» исп. - маскарадная группа; участники карнавала – прим. перевод) был и является до сих пор коллективным танцем. Игнасию Пиньейро удалось создать новую танцевлаьную музыку, используя классическую кубинскую песню гуахира («guajira» – народная песня из креольского песенного жанра – прим. перевод.) с восточным соном.
Сон, который существовал в восточном регионе до независимости Кубы, воспроизводился в основном двумя гитарами, маракас и вокалом и, поскольку отсутствовало электронное расширение звука, музыка не могла заполнить танцевальный зал. В своем Национальном Секстете Игнасио Пиньейра использовал трэс, гитару, трубу, маракас и инструмент, известный как маримбула («marímbula» исп. – народный музыкальный инструмент родом с Карибских островов, классифицируемый как часть семейства музыкальных инструментов ламеллофон – прим. перевод.). Африканские рабы в Карибском регионе делали маримбулы из деревянных упаковочных ящиков с бамбуковыми пружинистыми пластинами. Музыкант находится в верхней части ящика (часто садился на него), пальцами он отгибал пластины, которые били по ящику как по барабану. Впоследствии этот инструмент эволюционировал, и звук, который он издает при игре, стал похож на игру на кахоне (кахон - ударный музыкальный инструмент, представляет собой коробку, выполненную из дерева или других материалов – прим. перевод.). Вскоре маримбулу заменили настоящим контрабасом.
Пиньейро является отцом почти всех возможных вариаций гаванского сона, например афро-сон и гуарача-сон. Пиньейре также принадлежит создание жанра сон-восхваление, самым популярным его произведением было «Echale Salsita». Во время пребывания на Кубе известного американского композитора Джорджа Гершвина эта композиция была очень популярной на местном радио. Именно эта песня вдохновила композитора включить ее мотив в свою известную «Кубинскую увертюру» для симфонического оркестра.
Некоторые кубинцы обвинили Гершвина в «краже» двух музыкальных тактов из произведения Игнасио Пиньейро. Но более благоразумные музыканчти считали – кубинский народ должен гордиться тем, что такой композитор такого класса использовал два такта в своем произведении, что, ко всему, является абсолютно законным.
Игнасио Пиньейро является выходцем из крестьян, поэтому румба была для него близкой. Он руководил известным хором «Los Roncos» в районе Пуэбло Нуэво. Благордаря своим корням, Пиньейра превосходно соединил пение сона с танцевальным соном, что способствовало развитию данного оригинального кубинского музыкального жанра.
Современный дансон, коллективы и оркестры
Произведение «Las Alturas de Simpson» мастера жанра Файлда является примером музыкального взаимодействия типичных мотивов кубинской культуры: испанских и африканских корней, а также различных стилистических европейских элементов.
Отметим, что Файлд не создал сам танец дансон, который уже существовал в регионе Матансас с 1855 года, а является основателем жанра – гаванский дансон. На Кубе в то время уже был представлен дансон-болеро. После обретения Кубой независимости дансон ввели бальным танцем. Важно знать, что окончательную форму этот жанр приобрел после его дополнения ритмом восточного сона в произведении «El Bombín de Barreto», созданного Хосе Урфэ в 1910 г.
Учёный Эдуардо Робреньо утверждает, что дансон был представлен кубинскому театру благодаря театру «Alhambra» и компании Рехино, которые в то время работали с местным жанром. Каждый раз перед началом спектакля играли обворожительный дансон, автором которого был выдающийся талантливый композитор Хорхе Акерман, создатель множества известных произведений. Именно благодаря использованию дансона театром «Alhambra» мир узнал эту форму кубинской ритмики еще до развития радио.
На фоне возникновения джазовых групп и гаванских секстетов, Анисето Диас из региона Матансас представил публике свой дансонет «Rompiendo la Rutina» в новом формате для дансона с вокалом. Именно с дансонета начинается эпоха певцов, таких как Паулина Альварес, Фернандо Кольясо, Пабло Кеведо, Абелардо Барросо, Барбарито Диес и многие другие.
В 30-х годах началось развитие многих оркестров, которые работали со всеми кубинскими жанрами, а также с модной американской музыкой. Следует особенно отметить братьев Лебатард и братьев Кастро. Последние стали популярными благодаря сотрудничеству с талантливым кубинским вокалистом Мигелито Вальдес, который мог исполнять все жанры и обладал сильнейшим голосом.
Через несколько лет оркестр братьев Кастро стал называться «Casino de la Playa» и достиг огромной популярности благодаря композициям «Cachita», «Babalú», «Bruca Manigua», «Tabú» и др.
Большой успех имела группа «Conjunto Casino», Селиа Крус, Бьенвенидо Гранада, Селио Гонсалес и многие другие талантливые певцы и музыканты.
Современный дансон развивался в 40-х годах группой «Arcaño y sus Maravillas» («Арканьо и его чудеса» - исп.). Чтобы ритм музыки был более танцевальным и дал возможность разработать много танцевальных фигур, Арканьо пришлось менять множество синкоп и в некоторых фрагментах убавить темп музыки. Особенное внимание следует уделить молодому виолончелисту Израэлю Лопэ («Cachao») из группы Арканьо, который полностью видоизменил «тумбао» басовой партии. Так был создан дансон «Mambo» и именно Cachao принадлежит авторство музыкального стиля мамбо. В те времена понятие «мамбо» уже употреблялось музыкантами и танцорами. Возникло же слово «мамбо» благодаря Дамасо Перес, который назвал свое произведение «Rico Mambo» («Великолепное мамбо» - исп.) и использовал в других своих композициях, о которых узнали сначала в Мексике, а затем и во всем мире.
Следующим этапом развития дансона было создание в 1950 году оркестром «América» под руководством Энрике Хоррин нового ритма ча-ча-ча, который принес большую популярность произведению «La Engañadora» («Обманщица» - исп.).
В последующие годы кубинские ритмы продолжали развитие, радуя своих слушатей по всему миру. Именно в эту эпоху взошла звезда популярного кубинского ритмического певца: Бенни Морé. Мигель Матаморос, создатель танцевального коллектива, пригласил заместить его в Мексике молодому, еще никому неизвестному Бенни Морé. После окончания контракта, Бенни остается в Мексике и записывается с окрестарми Рафаэля дэ Пас и Перес Прадо со сногсшибательным успехом. По возвращению на Кубу он создал собственный триумфальный оркестр. На Кубе Бенни называли «El Bárbaro del Ritmo» («Непревзойденный мастер Ритма» - исп.).
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт cubanoboom.com.ua обязательна.