Ритм
Из греческого слово «ритм» значит - «любое регулярное повторяющиеся движение, симметрия». В целом, понятие ритма можно определить как «определенное чередование слабых и сильных, противоположных или различных единиц, являющееся условием движения. Речь идет об общей черте всех существующих искусств, особенно в музыке, поэзии, танце. Определение является ритма достаточно субъективным. Идея равномерности не единственная определяющая характеристика ритма.
В исполнительных искусствах ритм является чередованием событий на человеческом уровне: музыкальных звуков и пауз, шагов в танце или метрика речи в поэзии. Ритм может также относиться к визуальному представлению как «запрограммированное движение в пространстве» и являться обобщенным понятием для ритма и геометрии. Также ритм можно наблюдать во многих природних явлениях, которые повторяются циклично, с частотой от микросекунд до сотен лет.
Ритмография
Ритмография – это система отображения ритма графическим способом. Отображаться могут музыкальные фигуры, ритмические рисунки, основанные на фрактальном геометрическом аспекте музыкальных параметров, а также их временное соотношение.
В данной системе разрабатываются схемы называемые ритмограммами, которые транскрибируют ритмических рисунков в виде графиков, производимые при помощи ритмометра. В ритмографии используется традиционная система нот, но ритм преображается в простые для чтения графики. Дання система служит для обучения и изучения ритма.
Нотная система
Нотная система – это общее название системы записи, которая используется для графического отображения музыкального произведения, с помощью которой исполнитель воспроизводит его так, как этого желает композитор. Наиболее используемой графической системой является пентаграмма на серии знаков. Основным элементом любой нотной системы является нота, представляющая собой уникальный звук и его основные характеристики: длина и высота. Обозначения системы также может представлять изменения интенсивности, выражения или характеристики инструментального исполнения. Существуют много различных нотных систем, которые широко используются в современной музыке.
Нота (звук)
В области музыки нота относится к звуку, определяемого вибрацией, основная частота которого неизменная. Таким образом, термин «музыкальная нота» используется, чтобы в отношении звука с определенной частотой, в то время как для обозначения знака, используемого в нотной записи, чтобы представить относительную высоту и продолжительность звука, как правило, используют понятие «музыкальный рисунок».
Музыкальный рисунок
В музыке музыкальный рисунок (также называемый «нота») является графическим указанием длительности музыкального звука в музыкальной пьесе. Графическим способом указать относительную длительность ноты является использование цвета или формы ноты, верхней части нотного символа, наличие или отсутствие депонирования и скобок в виде крючков с определенным ключом, служащим для выбора высоты звука.
Нотная грамота
Нотным станом (или нотоносцем) называются те пять линеек, на которых располагаются ноты. Линейки считают снизу вверх. Ноты в виде овальных помет записываются в порядке звучания слева направо. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Чтобы знать, какая нота выбрана как отправная, в музыке существуют ключи — специальные символы, записывающиеся в левом конце нотоносца. Наиболее распространённый скрипичный ключ (ключ «соль», отдалённо напоминающий букву «G») указывает на то, что на второй строке снизу поставлена нота «соль» первой октавы; басовый ключ (ключ «фа», восходящий своей графикой к букве «F») указывает на то, что второй строке сверху соответствует нота «фа» малой октавы.
Цвет овала нот, называемого головкой (чёрный или белый), палочки, приставленные к ним, называемые штилями, и небольшие штрихи на штилях, называемые флагами, указывают на их длительность. Длительность целой ноты - величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот. В нотной записи аналогично самим нотам используются паузы для записи участков без звучания. Чередование сильных и слабых долей (внутреннего ритма) мелодии определяет её деление на такты. Такты разделяются тактовой чертой — тонкой вертикальной чертой, пересекающей все пять линеек.
Синкопа
Синкопа – это ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра смещением акцентов с сильной доли на слабую.
Синкопа может состоять из фигур, выходящих из сильной части фразы.
Синкопа может состоять также из пауз (в таком случае речь идет о контратьемпо). Если инструмент, исполяющий ритм, не осуществляет протяжных звуков, слышно будет то же, что и создается фигурами.
Если же инструмент производит протяжные звуки, достигается тот же ритм, производя синкопу, написанную с использованием лигатур.
Синкопы делятся на два вида: междутактовые и внутритактовые. Внутритактовая синкопа делится на междолевую и внутридолевую. Междутактовая синкопа появляется, когда нота, звучащая в одном такте, продолжает свое звучание в следующем такте, т.е. звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле.
Внутритактовая междолевая синкопа образуется в том случае, если начинающийся на слабой доле звук продолжительнее, чем на предыдущей сильной, либо когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли.
Внутритактовая внутридолевая синкопа появляется внутри доли (при мелких длительностях) в том случае, когда первая нота, совпадающая с сильным временем, короче остальных нот данной доли.
Характеристики:
Таким образом, синкопа является звуком, начинающимся на слабой доле или на слабой части метра и продлевается до сильной доли звука, акцентируя вторую часть каждого метра (слабая часть) и сохраняется на первой части метра (сильная часть). Когда две части синкопы неровные по времени звучания, синкопа является неравномерной. Если две части синкопы имеют одинаковую длительность звучания, такая синкопа является равномерной.
Синкопа используется во многих музыкальных жанрах, и является фундаментальной частью ритма таких стилей как джаз и другие афро-американские ритмы, а также большей части современного музыкального искусства. Много современной популярной музыки часто использует акцентирование на второй доле (и четвертой, метр четырехдольный) на инструментах ритмической или гармонической базы (бас, ударные).
Важно не путать музыкальную синкопу с литературной, которая состоит из удаления звуков из слов.
Cинкопированная мелодия
Синкопированные мелодии – это мелодии, включающие феномен синкопы. Синкопа бывает ритмической, мелодической или включает обе характеристики. Синкопа производится продлением ритмической или гармонической фигуры, переходящей из сильной доли на слабую, другими словами, не выделяя сильную долю. Например, в метре 4/4: 1-2-3-<4|1>-2-3-4 свзяываем 4ую долю (4) фигуры первого такта с 1ой долей (1) второго такта.
Все синкопы дифференцируются в зависимости от ритмической значимости составляющих фигур. Таким образом мы можем иметь равномерные синкопы (фигуры одинаковой длительности) или неравномерные (между различными фигурами) и ритмические (когда фигуры одинаковые или больше ритмической единицы) или темповые (фигуры меньше ритмической единицы). Существуют также смешанные синкопы (меньшие фигуры + одинаковые фигуры или больше ритмической единицы), всегдя считающиеся неравномерными.
Контратьемпо
Контратьемпо – это метрическое явление, которое возникает при образовании пауз между долями или тактами, обычно акцентируемые, чередующиеся со звуками, которые включают неакцентированные части. Отсутствие продления звучания в такте или подразделение сильных долей такта, отличает контратьемпо от синкопы.
Типы контратьемпо
Существуют четыре типа, в зависимости от длительности контратьемпо:
- Нота в контратьемпо очень короткая: длительность паузы и нота занимает меньше половины одной доли.
- Нота в контратьемпо короткая: длительнось паузы и нота занимает одну долю.
- Нота в контратьемпо длинная: длительность паузы и ноты занимает 2 доли.
- Нота в контратьемпо очень длинная: длительность паузы и ноты занимает больше двух долей.
Также ноты в контратьемпо разделяются на два вида согласно соотношению длительности паузы и ноты:
- Равномерные ноты в контратьемпо: длительность пацзы и ноты одинаковые.
- Ноты в контратьемпо неравномерные: длительность паузы и ноты различные.
- Неравномерное контратьемпо по сокращению: пауза длится больше ноты.
- Неравномерное контратьемпо по увеличению: пауза длится меньше ноты.
Музыкальный (тактовый) размер
Общие характеристики размера.
Размер такта - число, обозначающее емкость такта, то есть количество и относительную длительность долей (таких как «четвертая» или «восьмая»), при помощи которых образуется сопоставление акцентированных и безуадрных долей. Размеры классифицируются по различным критериям. В зависимости от количества долей, размеры бывают двухдольные – «2/2», трехдольные – «3/4» и четырехдольные – «4/4». Также, в зависимости от двухдольного о трехдольного подразделения, существуют простые размеры (размеры двухдольной подгруппы) и сложные размеры (размеры трехдольной подгруппы).
Графическое изображение размера в западной нотной системе служит для определения количества долей в каждом такте, и какую музыкальную фигуру определяет доля. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт cubanoboom.com.ua обязательна